ЦТО «Альфа-Сервис-ККМ» AЛЬФА-СЕРВИС-ККМ
+7 (499) 155-79-51
+7 (499) 155-76-24
г. Москва, 50 метров от метро Сокол
Ленинградский проспект, д. 74, корп. 2
info@alfakkm.ru

Онлайн-кассы. Революция в применении кассовой техники. Фрагмент 9.

11.09.2017

На сайте публикуется фрагмент из книги.
Саму книгу можно купить у нас в офисе. Подробнее.


Глава 3. История создания и применения ККТ.

Появление кассовой техники абсолютно логично вытекает из развития товарно–денежных отношений в обществе. Понадобились многие столетия, чтобы от глиняных табличек и папирусов перейти к бумаге, от абак к счётам (это уже 14 век нашей эры), заложить основы современной бухгалтерии (это сделал в 15 веке итальянец Лука Пачоли), изготовить хотя бы простейшую счётную машину (что удалось в 17 веке Блезу Паскалю) и вот, необходимые условия для появления кассы сложились.

Касса, вообще-то, по-латыни (и по-итальянски) значит ящик, коробка. И действительно, её предшественником был ящик для хранения денег и учёта продаж и поступления платежей. А знаете ли Вы, как называется кассовый аппарат на итальянском языке? Registratore di cassa! А на английском? Cach register. На немецком? Registrierkasse! На шведском? Kassaapparat!

Давайте опять окунемся в историю. Владелец собственного бизнеса, не имевший в подчинении работников, вполне мог сам следить за своими расчетами. Совсем другая ситуация складывалась у тех торговцев и хозяев, которые имели большое предприятие, требующее применения наёмной рабочей силы. При найме сотрудников, возникал риск того, что не весь доход будет учтен.

Именно это в своё время подтолкнуло Дэвида Брауна на создание исторически первого кассового аппарата. 15 июля 1875 года он получил патент на «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов». Аппарат был создан для осуществления контроля за всеми расчётами в магазине. Он представлял собой корзинки, подвешенные к верёвочной карусели. Продавец-консультант, приняв от клиента деньги за товар, отправлял их в корзинке кассиру, который возвращал назад сдачу и товарный чек. Кассир сидел в центре «паутины», по нитям которой к нему стекалась наличность из разных отделов.

Первый опыт внедрения системы, осуществлённый в крупнейшем мебельном магазине в Массачусетсе в 1879 году, привёл к существенному увеличению объёмов продаж, сокращению времени на проведение торговых операций и улучшению контроля за движением денежных средств. Лучшей рекламы не требовалось. Система Брауна стала востребована всеми крупными магазинами. Заказы посыпались со всех концов страны. Можно считать это началом эры автоматизации и учёта торговых операций.

Интересный факт: Эта система была столь надёжна и неприхотлива, что исправно работала долгие годы. Она прослужила целых сто лет в универмаге Лоунса в Нью-Йорке до самого закрытия магазина в октябре 1995 года. Её техническое обслуживание и устранение поломок занимали считанные минуты и могли выполняться любым сотрудником магазина с помощью отвёртки и пассатижей. Правда, разработки новых версий системы шли постоянно: так, в начале ХХ века были разработаны варианты на основе пневматической трубы и катапульты.

Однако, владельцы крупных магазинов, где персонал расплачивался с покупателями из открытой кассы, сильно страдали из-за прямого воровства кассиров. К числу таких неудачников относился и сын эльзасского эмигранта Джеймс Ритти — владелец и ресторана в Детройте, штат Огайо.

Хотя заведения Ритти пользовались немалой популярностью горожан, выручка загадочным образом не увеличивалась, и хозяин грешил на продавцов, считая их не чистыми на руку. Но как это доказать? Терзаемый сомнениями, Ритти решает поехать в Европу - развеяться. Джеймс случайно зашёл в машинное отделение парохода. И тут его внимание привлёк циклометр - разновидность тахометра, прибор, подсчитывающий количество оборотов гребного винта судна.

Мысли в голове мистера Ритти завращались с утроенной силой. «А что, если создать машину, которая подобным образом подсчитывала бы не обороты винта, а деньги?» - подумал Ритти». Для Ритти это зрелище было сродни легендарному Яблоку Ньютона. Едва добравшись до другого берега Атлантики, Ритти спешно пересаживается на обратный пароход: в его голове уже созрел проект решения мучавшей его проблемы. По возвращению в Детройт он сконструировал первый кассовый аппарат. В первой модели каждая торговая операция фиксировалась на диске. Потом появился специальный индикатор, позволяющий и кассиру, и покупателю видеть стоимость покупки. Немедленно затребованный патент был получен 4 ноября 1879 года. Новое изобретение получило прозвище «Неподкупный кассир Ритти». Первая машина была чрезвычайно громоздкой и выглядела как большие часы с клавиатурой. Разумеется, никакого электрического привода не было и в помине - кассиру приходилось всякий раз вращать особую ручку. Устройство было снабжено своеобразной памятью - машина могла последовательно записывать очередную сумму на бумажном рулоне. Кстати, после установки «неподкупного кассира» в своём кафе дела пошли на поправку - прибыль резко увеличилась.

Вдохновлённый успехом, Джеймс со своим братом решил целиком посвятить себя производству кассовых аппаратов. Машину решено было усовершенствовать, и вскоре каждая денежная операция стала фиксироваться на бумажном рулоне. Механизм записи покупки представлял собой перфоратор и специальную бумагу с обозначенными колонками для записи количества долларов и центов. Так, если в колонке «доллары» было пробито две дырки, а в колонке «центы» пять дырок, это означало, что сумма покупки составила 2 доллара 5 центов. На машинки появился спрос.

Дж. Ритти поправил свои финансовые дела и в 1884 году продал свой патент Дж. Паттерсону за 1000 долларов. Именно он - Джон Генри Паттерсон, до тех пор занимавшийся угольным бизнесом, создал NCRC (Natinal Cash Register Compani), ставшую впоследствии мировым лидером в производстве кассовой техники на долгие годы.

В 1884 году он столкнулся со следующей проблемой: с одной стороны, он имеет товар, который явно необходим всем коммерсантам, кассовая машина прямо повышает рентабельность бизнеса, с другой стороны - никто не знает, как ее продавать. Понадобилась «вишенка на торт». Роль «вишенки» сыграл колокольчик. Паттерсону порекомендовали дополнить устройство обычным дверным колокольчиком. Последний должен был звонить всякий раз, когда открывается выдвижной ящик кассы, то есть всякий раз, когда кассир «пробивает» сумму покупки, невольно оповещая, таким образом, присутствующих в магазине о совершении сделки. Тем самым невинное приспособление тотчас переводило покупку из ряда чего-то скрытого на уровень публичного деяния: «колокольчик звенит, значит, покупка сделана», говорили американцы. Теперь для доступа к наличности надо было в обязательном порядке зафиксировать покупку. Появившееся устройство для выдачи чека покупателю определило начало шествия кассового аппарата по всему миру.

Убедившись, что продукция мастерской пользуется неплохим спросом, Паттерсон добился у властей штата открытия первой школы по обучению продавцов-кассиров, организовал регулярные встречи-семинары по обмену опытом, снял все вопросы о гарантийном обслуживании аппаратов. Он разработал строгие принципы поведения продавца и составил своеобразные нормативы его работы. Концепция «кассовой торговли» от Паттерсона включала особый букварь, где подробно расписывались ситуации, возникающие при общении с потребителями. Именно Паттерсон первым написал книгу, посвящённую преодолению возражений покупателей. Это он организовал тренировочные лагеря для торговых агентов. «Людям не нравится, когда им что-либо продают, но они любят совершать покупки» - самая известная фраза, ставшая зарегистрированной торговой маркой.

В день смерти Джона Генри Паттерсона в 1922 году его компания являлась безусловным лидером мирового рынка кассовых аппаратов, в ней работало более десяти тысяч сотрудников. В 1991 году детище Паттерсона National Cash Register Company (NCR) было приобретено всемирно известной компаний AT&T (American Telephone and Telegranh company). К тому же он разработал методы синхронизации работы кассы с бухгалтерской отчётностью, что позволяло автоматически получать сведения об общем обороте магазина в целом и об обороте каждой торговой точки (отдела). Эффект от этих новшеств и привёл к появлению «общества потребления».


Возврат к списку

АСЦ «Альфа-Сервис-ККМ» © 2004-2017 г.
Телефон(ы): +7 (499) 155-79-51, +7 (499) 155-76-24

Продажа онлайн ККТ
Регистрация, Сервисная поддержка, ЭЦП, ОФД

Рейтинг@Mail.ru