На сайте публикуется фрагмент из книги.
Саму книгу можно купить у нас в офисе. Подробнее.
Глава 3. Операторы фискальных данных. («Третий глаз» налоговиков).
Оператор фискальных данных (ОФД) – это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, находящаяся на территории России, получившая в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных.
Стать оператором фискальных данных может любая фирма. Для этого необходимо соблюсти следующий ряд условий:
ФНС принимает решения о выдаче разрешения на обработку фискальных данных и об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных, о проведении проверки осуществления деятельности ОФД в соответствии со статьей 44 Федерального Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ…».
На май 2017 года в Реестре операторов фискальных данных числилось восемь организаций:
Список операторов фискальных данных
№ п/п |
Полное наименование ОФД |
ИНН налогоплатель-щика |
Адрес сайта в сети «Интернет» ОФД |
Дата выдачи разрешения, Приказ ФНС РФ |
1 |
АО «Энергетические системы и коммуникации» |
7709364346 |
№ ЕД-7-20/468@ от 31.08.2016 |
|
2 |
ООО «Такском» |
7704211201 |
№ ЕД-7-20/468@ от 31.08.2016 |
|
3 |
ООО «Эвотор ОФД» |
9715260691 |
№ ЕД-7-20/468@ от 31.08.2016 |
|
4 |
ООО «Ярус» |
7728699517 |
№ ЕД-7-20/468@ от 31.08.2016 |
|
5 |
ООО «ПЕТЕР-СЕРВИС Спецтехнологии» |
7841465198 |
№ ЕД-7-20/565@ от 18.10.2016 |
|
6 |
ООО «Яндекс.ОФД» |
7704358518 |
№ ЕД-6-20/20@ от 10.04.2017 |
|
7 |
ООО «Электронный Экспресс» |
7729633131 |
№ ЕД-7-20/312@ от 14.04. 2017 |
|
8 |
ЗАО «Калуга Астрал» |
4029017981 |
№ ЕД-7-20/313@ от 14.04.2017 |
В соответствии со своим предназначением ОФД – организация, которая осуществляет обработку данных с чеков, собирает, хранит и передает эти данные в электронном виде от онлайн-ККТ к ИФНС. Оператор фискальных данных – это своего рода сборный пункт, в который собирается вся информация о продажах с кассовых аппаратов, подключенных к Интернету (с онлайн-касс).
В соответствии с Законом обработка фискальных данных - любое действие (любая операция) или совокупность действий (операций), совершаемых ОФД с применением технических средств при формировании и использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним.
Если говорить максимально просто, то ОФД играют роль посредников между пользователями ККТ и ФНС. Они:
В случае смены ОФД нужно пройти процедуру перерегистрации ККТ. При этом пользователь ККТ обязан подать заявление не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений.
ОФД обязан вести учет договоров на обработку фискальных данных, уведомлять уполномоченный орган о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных или о расторжении указанного договора. При этом ОФД отправляет в ФНС уведомление с уточненными сведениями в течение одного рабочего дня с момента заключения или расторжения указанного договора, либо изменения сведений, указанных в договоре.
Организация и техническое обеспечение работы Оператора достаточно сложны и ответственны. В то же время возможности ОФД достаточно велики и позволяют Пользователям получать дополнительно много возможностей для повышения эффективности своего бизнеса.
Потребитель, который заключил договор с ОФД и зарегистрировался в личном кабинете (ЛК), получает дополнительную возможность получать следующую информацию:
При обеспечении бесперебойной работы базовый сервис ОФД выполняет следующие сложные и ответственные функции:
Основной принцип работы ОФД.
Давайте представим: в Ваш магазин приходит покупатель, чтобы купить, к примеру, упаковку молока. Кассир сканирует штрих-код на упаковке или вводит сумму на кассовом аппарате.
Внутри кассы стоит фискальный накопитель. Накопитель сохраняет чек, присваивает ему фискальный признак и отправляет данные на сервер ОФД.
ОФД формирует квитанцию, подписывает ее ответным фискальным признаком и отправляет контрольно-кассовой машине. Фискальный накопитель на кассе регистрирует ответную квитанцию – теперь регистрация чека завершена.
ОФД передает полученные данные в налоговую. У покупателя остается бумажный чек, а на почту или абонентский номер приходит его электронная версия.
Принципиальная схема работы базового сервиса ОФД, прохождение сигналов показаны на следующем рисунке.
Для обеспечения хранения баз данных практически все ОФД:
Алгоритм работы Потребителя при взаимодействии с ОФД:
Внешний вид чеков изменился – теперь каждый чек содержит QR-код и ссылку. Если покупатель отсканирует код, он переходит на сайт проверки чеков. На сайте можно сравнить, соответствует ли бумажный чек электронному. Если нет, покупатель может пожаловаться на магазин.
Заменит ли электронный чек бумажный? Со временем, наверное, да. В электронном чеке указывается ИНН магазина, названия товаров, их цена, сумма налогов и другая информация – как в привычном бумажном чеке. Однако по Закону продавец все еще обязан выдавать бумажные чеки по требованию покупателя.
Особенности отправки электронных чеков:
Какие дополнительные обязанности и проблемы возникают у Вас при взаимодействии с ОФД?
Для ОФД в Законе также установлены достаточно жесткие штрафные санкции. Если они нарушат свои обязанности, то в соответствии с изменениями в законе на ОФД налагаются следующие штрафы:
Часть 7 статьи 14.5 КоАП |
Нарушение ОФД законодательства РФ о применении ККТ, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц (ЮЛ) - от 500 тыс. до 1 млн. руб. |
Часть 8 статьи 14.5 КоАП |
Неисполнение ОФД обязанностей, установленных законодательством РФ о применении ККТ, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на ЮЛ - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. |
Часть 9 статьи 14.5 КоАП |
Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на ЮЛ - от 200 тыс. до 300 тыс. руб. |
Часть 10 статьи 14.5 КоАП |
Непредставление ОФД в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством РФ о применении ККТ срока влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на ЮЛ - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. |
Часть 11 статьи 14.5 КоАП |
Непредставление ОФД в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством РФ о ККТ срока влечет наложение административного штрафа на должностных лице размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на ЮЛ - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. |
Часть 12 статьи 14.5 КоАП |
Иное нарушение ОФД требований законодательства РФ о применении ККТ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на ЮЛ - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. |
Более того, если в процессе получения лицензии ОФД предоставит недостоверные сведения при соискании разрешения на обработку фискальных данных, то даже здесь штраф на юридическое лицо – от 200 до 300 тыс. рублей и т.д. То есть, Вы видите, что ОФД никак не заинтересовано что-то как-то скрывать, умалчивать, корректировать.
Важный вопрос: кто будет нести ответственность, если ККТ не передаст данные в налоговую из-за низкого качества связи? Так вот, коллеги! Сейчас мы Вас обрадуем! За своевременность передачи данных отвечает бизнесмен (предприниматель). Поэтому настоятельно рекомендуем, иметь запасной интернет-канал на случай отказа основного.
Еще одна интересная вещь: передача данных в ОФД о пробитом чеке должна пройти не позднее 28 календарных дней. Если этого не произойдет, чеки перестанут печататься, и продолжить продажи станет невозможным, то есть ККТ блокируется и не будет работать. Какие выводы из вышеизложенного вы должны сделать для себя? Теперь, помимо прочего, у вас появляется еще одна головная боль: безотказная работа Интернета!!!
Вы несёте конкретные риски при заключении договора с ОФД, так как от качества предоставляемых услуг будут зависеть сроки поступления информации в налоговую службу. При этом вся передаваемая информация должна храниться не менее пяти лет.
С помощью ОФД покупатели могут осуществлять «народный контроль». На каждом чеке напечатаются реквизиты для проверки чека и сайт ОФД, через которого этот чек был передан. Зайдя на указанный сайт и введя реквизиты, каждый покупатель сможет проверить свой чек. Если чек не найдется или указанные в нем данные не будут соответствовать действительности, это повод для обращения в ФНС. Получив такой сигнал, налоговая служба может принять решение о проведении проверки этого предприятия. Подключиться к такому «народному контролю» может любой покупатель.
За четыре месяца практической работы предприниматели и сервисные центры накопили некоторый опыт работы с ОФД. Какие краткие выводы можно сделать сегодня.
Во-первых, многие бухгалтера и их руководители путают статус ОФД с операторами электронного документооборота (ЭДО) по передаче бухгалтерской отчётности в ФНС. В реестре ФНС таких значится 119, а операторами фискальных данных стали всего восемь организаций. Пользуясь подменой понятий, многие операторы ЭДО доводят до своих клиентов, мягко скажем, недостоверную информацию. А по сути, заключив партнёрский договор и став посредником между ОФД и клиентом, зарабатывают свой процент за заключение договора. Здесь нет ничего противозаконного, но морально, они обманывают клиента.
Во-вторых, многие авторизованные центры по обслуживанию ККТ также имеют партнёрские договора с ОФД по привлечению пользователей ККТ. Более того, имеется практический опыт активизации фискальных накопителей и подключения ККТ к серверу ОФД. Хочется отметить, что технически все восемь ОФД выполняют свои функции. Бывают, конечно, сбои, но надо отдать должное стараются их устранить в короткие сроки. Но степень загруженности очень высокая при коротких сроках перехода на On-Line ККТ.
В-третьих, появилось на рынке очень много сомнительных организаций, которые под видом новых ОФД и созданного дефицита фискальных накопителей готовы нагреть руки. Хорошо если предлагают услуги по спекулятивным ценам, а то и вовсе могут взять деньги и «был таков».
В-четвертых, так как онлайн-касса должна быть подключена к интернету, предъявляются серьезные требования к качеству и устойчивости связи.
Таким образом, ОФД – специализированная организация, которая будет у себя хранить все Ваши «тайны» пробития чеков. То есть, будет получаться, что все чеки, которые пойдут в ОФД и далее – в налоговую инспекцию, будут реально там отображаться. И если ОФД просто их хранитель Вашей тайны, как «батюшка на исповеди», то в налоговой инспекции по специальным алгоритмам сразу будет определяться, все ли деньги доходят до кассы. Практически, как мы уже об этом говорили, это является основным революционным действием при применении ККТ. Налоговику необязательно идти к Вам и смотреть, как Вы принимаете наличные деньги. Хотя они это, естественно, делать будут. Аналитическая программа ИФНС сразу покажет любые колебания по приему денежных средств и выдаст сигнал налоговикам, что в Вашем «царстве» какой-то непорядок.
АСЦ «Альфа-Сервис-ККМ» © 2004-2024 г.
Телефон(ы): +7 (499) 155-79-51, +7 (499) 155-76-24.